Anateya, помнится, ты читала "Детей Олимпа" и хотела почитать "Ученика...", а "Ученика..." я тогда не нашла, потому что не сообразила - где. Вот, читай))) Можно я не буду все эти глупости "жанр-пейринг-дисклеймер" писать? Это мой курсовик по соответствующему предмету)))
Разумеется, всем желающим полюбоваться я тоже рада. Если мне чего-нибудь даже скажут - тоже большое спасибо. (После реакции родимых педагогов и критики на семинаре СТД уже ничего не страшно.)
P.S. (понедельник же, но существенно ввечеру) Поскольку кучи прочитавших в дайрях нет, и комменты они оставить не могут, все высказались в скайпе, по телефону и живьем))) А я - вот тут и всем сразу скажу: спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы это прочли.
читать дальшеУченик смерти
(инсценировка польской народной сказки "Легенда о докторе Бартоке")
Действующие лица:
Смерть
Подмастерье
Мать с сыном
Старуха
Девушка
Воин
Многодетная мать
Трое детей
Сцена первая
Проселочная дорога. По дороге медленно, прихрамывая, идёт бедно одетый юноша, на плече тащит котомку. Садится на обочину, почти падает, развязывает котомку, заглядывает внутрь и пытается что-нибудь оттуда добыть. С другой стороны появляется старуха. Она останавливается, опираясь на клюку, и смотрит на юношу. Он не видит старуху, переворачивает котомку и трясёт. Из котомки высыпаются крошки, больше там ничего нет. Юноша роняет котомку и теряет сознание. Старуха подходит ближе к нему и останавливается у него в ногах.
Старуха. Ну, здравствуй.
Юноша открывает глаза. Вокруг появляются тени со свечами в руках.
Юноша. Здравствуйте, бабушка…
Старуха. Зачем пожаловал? Звали тебя сюда?
Юноша. К-куда?…
Старуха. В гости ко мне!
Юноша. А ты кто, бабушка?
Старуха. Смерть.
Юноша. Моя, бабушка?!
Старуха. Какая я тебе бабушка!! Пришёл до срока и ещё во внуки набивается! Пошёл вон!
Юноша садится, протирает глаза, оглядывается, в замешательстве смотрит на Смерть.
Смерть. Чего уставился? Пошёл вон, говорю!
Юноша встаёт, берет котомку, поворачивается, чтобы идти. Потом вздыхает и садится обратно на землю.
Юноша. Куда мне идти-то? Мне некуда…
Смерть. А из дома родного куда шёл?
Юноша. Куда придётся… Искал, как на хлеб заработать.
Смерть. Сирота, что ли?
Юноша. Чего спрашиваешь? Сама же родных прибрала… А меня чего гонишь?
Смерть. Твоё время ещё не вышло. Смотри сам. (Указывает на большую свечу, которую тень подает юноше.) Как думаешь, скоро такая прогорит?
Юноша. Ну... Нет. Вроде бы…
Смерть. То-то же. Это и есть жизнь человеческая. Пока дотла не прогорит, ко мне не наведывайся. Мне вот о ком заботиться надо. (Показывает на догорающие огарки, которые ей протягивают тени.) А не возиться тут… Ступай. (Забирает у него из рук свечу. Тени исчезают.)
Юноша. Эх, бабушка… Всё равно скоро вернусь. Есть-то мне нечего, и работать никто не берёт.
Пауза.
Смерть. Хм… Постой-ка… А не хочешь ли быть моим подмастерьем?
Юноша. Как это?
Смерть. А так. Я огарочки собирать буду, как мне и положено, а ты – разжигать свечи, что до срока погасли.
Юноша. То есть – лечить?
Смерть. Да, по-вашему так выходит – лечить.
Юноша. Но я не умею…
Смерть. Я тебя научу. Главное, запомни крепко – если ты пришёл к больному, а я сижу у него в ногах, тогда лечи, а если я сижу в головах – ну, тогда он мой, и тебе лучше уйти. Пойдём-ка. (Уводит юношу за собой.)
Сцена вторая
Мать ведет больного сына за руку, укладывает на лежанку и укутывает поплотнее одеялом.
Мать. Сыночек, хочешь покушать?
Сын (плаксиво). Нет, мам. Дай попить.
Мать присаживается к сыну на лежанку, даёт ему кружку и, пока он пьёт, гладит его по голове.
Мать. Бедный ты мой малыш… Что же делать?
Входит Подмастерье Смерти. Мать бросается к нему.
Подмастерье. Звали?
Мать. Доктор! Да-да, конечно!
Подмастерье присаживается на лежанку, где лежит больной мальчик. Заходит Смерть, появляются тени. Смерть садится мальчику в ноги и наблюдает за происходящим.
Подмастерье. Здравствуй.
Сын. Здравствуйте, дяденька! Дяденька, а я помру, да? (Мать всхлипывает.)
Подмастерье (оглядывается на Смерть, потом с улыбкой поворачивается к мальчику). С чего ты взял? Ну-ка, покажи, где у тебя болит.
Мальчик поворачивается в постели и указывает на голову, горло, тычет пальцем себе в грудь.
Сын. Тут болит… И тут тоже…
Тень протягивает Подмастерью чадящую свечу, тот очищает фитиль, свеча разгорается ярче. Тени исчезают. Подмастерье гладит мальчика по голове и встаёт. Смерть улыбается Подмастерью и исчезает. Мальчик садится в постели.
Сын. Мама! Я есть хочу.
Мать. Слава богу! Сейчас, сыночка, сейчас!
Мать хлопочет: наливает в тарелку бульон, отрезает хлеб, подаёт сыну, наливает кружку молока, садится на край лежанки и смотрит, как мальчик ест. Потом оборачивается к Подмастерью, тот смотрит на них.
Мать. Как же вас отблагодарить, доктор? Это единственный мой сыночек…
Подмастерье. Налей, хозяйка, и мне молока – подкрепиться.
Мать встаёт, наливает молоко, подаёт кружку Подмастерью. Мальчик поднимает голову и смотрит в окно.
Сын. Ух ты! Мама! Мама! Смотри, какая радуга! (Вскакивает с постели.) Мам, пойдём смотреть радугу!
Сын хватает мать за руку и тащит за собой. Они уходят.
Входит старуха, с кряхтеньем укладывается на лежанку.
Подмастерье. Здравствуйте, уважаемая!
Старуха. Здравствуй, милок, здравствуй!
Подмастерье. Что болит, уважаемая?
Старуха. Да, почитай, всё, чего в теле есть. Уж пожила-то я много годков на этом свете… Дочек замуж отдала, сыновей женила, внуки уж большие выросли, славные ребятишки, дай им Бог счастья в жизни да деток.
Подмастерье (подходит к ней и садится рядом на лежанку). Это замечательно.
Старуха. Да вот, милок, похоронила я своего старика, уж тому полгода. И, чую, зажилася я на этом свете. Детки, внуки – все далеко, у всех своя жизнь, один старик мой рядом был, а как его не стало, так хоть волком вой… Жить-то тяжело, а помирать всёж-таки страшно.
Появляется Смерть, садится у старухи в головах. Появляются тени, одна из теней протягивает Смерти чуть теплящийся огарок свечи.
Подмастерье. Что же тут страшного, уважаемая?
Старуха. Э, милок! Ты-то смерти в глаза не заглядывал, молодой ещё…
Подмастерье. Ошибаетесь, бабушка. Я-то с ней, может, получше Вашего знаком.
Старуха. А знаком, так чего спрашиваешь? Пальцы-то у неё цепкие, костлявые…
Подмастерье. Пальцы-то у неё, бабушка, как у Вас – умелые да ласковые. Кому срок вышел – ласково примет, а кто до срока явился – сама до дверей проводит.
Тени исчезают. Подмастерье встаёт.
Старуха (вздыхает). Спасибо, милок, очень ты мне пособил… И то правда – зажилась я на этом свете… Прощай, милок.
Подмастерье. До свидания, уважаемая.
Смерть тушит огарок и закрывает старухе глаза. Потом, держа старуху за руку, помогает ей подняться и ведёт за собой. Старуха у самого выхода останавливается, открывает глаза и поворачивается к Подмастерью. Тот, улыбаясь, машет ей рукой. Смерть со старухой удаляются.
Раздаются громкие причитания. Подмастерье поворачивается на шум. Появляется рыдающая девушка, которая из последних сил тащит, тянет, помогает идти раненому воину, укладывает его на лежанку.
Девушка. Не умирай! Сокол мой ясный, не умирай!
Появляется Смерть. Появляются тени.
Девушка. Нет! Нет! Ты не смеешь умереть! Война дом разоряет! Войско вести некому!
Смерть встаёт в изголовье. Одна из теней подает Смерти погасший огарок.
Девушка. Стариков ты на кого оставишь? Как твой отец хоронить тебя будет? Как матери жить после этого?!
Подмастерье встаёт в ногах воина напротив Смерти, смотрит на девушку, потом смотрит Смерти в глаза.
Девушка. Милый мой! Родной! Не уходи! Нельзя так, даже ребёночка не оставил мне!
Подмастерье медленно протягивает руку и трогает девушку за плечо. Та оборачивается и замирает, глядя ему в глаза. Она смотрит то на воина, то в глаза Подмастерью, вдруг вырывается и со стоном валится воину на грудь. Подмастерье смотрит на них, потом на Смерть. Та неподвижна. Подмастерье решительно нагибается к девушке и поднимает её.
Подмастерье. А ну, помогай!
Подмастерье хватается за изножье кровати, девушка – за изголовье, и они быстро поворачивают кровать с раненым ногами к Смерти. Та отшатывается. Подмастерье, не глядя, протягивает руку, отбирает у Смерти свечу и заново зажигает её. Смерть стремительно исчезает. Воин открывает глаза, девушка склоняется над ним. Подмастерье отдает свечу тени и отходит. Тени исчезают.
Воин поднимается и потягивается.
Воин. Ох ты!.. (Обнимает девушку.) Родная моя… Не плачь, живой я, видишь – живой!
Девушка (Подмастерью). Спасибо. Спасибо, доктор…
Воин с девушкой уходят. Подмастерье смотрит им вслед. Появляется Смерть, подходит к лежанке и тоже смотрит вслед ушедшим. Подмастерье отводит взгляд и замечает Смерть. Та манит его пальцем.
Смерть (указывая на лежанку). Приберись.
Подмастерье покорно подходит и поворачивает лежанку обратно. Смерть отодвигается и наблюдает за ним.
Смерть. И что?
Подмастерье. Ну…
Смерть. Что дальше?
Подмастерье. Ну… не знаю…
Смерть. Дурак.
Подмастерье. Э-э… Наверно. (Смотрит в пол.)
Смерть. Этому человеку вышел срок. Он должен был умереть. Ты знаешь, какой ценой ты заплатил за его жизнь?
Подмастерье. Не знаю. (Пауза.) Догадываюсь.
Смерть. Помни – если ты нарушишь уговор ещё раз, ты умрёшь.
Смерть исчезает.
Входят дети: мальчик с девочкой помогают идти измученной матери, у второй девочки на руках совсем маленький ребёнок в пелёнках. Дети помогают матери лечь на лежанку. Подмастерье наблюдает за ними.
Старшая девочка. Дяденька, дайте хлебушка! Наша мама болеет…
Младшая девочка. И нам есть теперь нечего.
Подмастерье. Что случилось?
Мальчик. Мама работала-работала, а потом вдруг упала и стала какая-то странная… (плачет.)
Старшая девочка. Надорвалась мама. А нам работу не дают – малы ещё, говорят. А я могу работать, я умею!.. А меня прогнали.
Младшая девочка. Отвечай за вас, говорят… А папа у нас умер…
Подмастерье смотрит на детей, потом на умирающую мать. Появляется Смерть, появляются тени. Одна из теней подает Смерти догорающую чадящую свечу. Смерть встаёт в головах умирающей, в одной руке сжимая свечу, а другой вцепившись в изголовье лежанки. Подмастерье смотрит ей в глаза.
Младшая девочка. А недавно у нас братик родился. Ему молоко надо, а где его взять?..
Подмастерье смотрит в глаза Смерти. Потом встаёт, берёт умирающую женщину на руки, поворачивает к Смерти ногами. Вырывает свечу из рук Смерти, очищает фитиль и зажигает. Свеча разгорается. Женщина начинает шевелиться и открывает глаза.
Младшая девочка. Мама!
Мальчик. Мамочка!
Дети собираются вокруг матери. Та поднимается с лежанки, обнимает, целует детей, берёт малыша на руки. Остальные цепляются за неё – за руки, за юбку… Смерть медленно, не сводя глаз со своего Подмастерья, удаляется.
Мать. Родные мои! (Видит Подмастерье.) Дай вам Бог долгих лет, доктор! Упала я и света белого невзвидела, думала уж – всё, остались мои кровиночки сиротами…
Старшая девочка. Мамочка!
Мальчик. Мам, ну чего ты!..
Мать. Спасибо, добрый человек. Нечем нам отблагодарить-то…
Подмастерье. Не надо. Ничего не надо.
Мать. Спасибо. Спасибо вам. Пойдёмте, дети! Нам надо успеть в поле – пора урожайная, работа найдется.
Мать и дети уходят. Подмастерье садится на лежанку, глядя им вслед.
Появляется Смерть. В руках у неё поднос, на подносе горят две свечи – одна большая и яркая, другая совсем коротенькая, чадит, вот-вот потухнет. Смерть подходит к Подмастерью, забирает из его рук свечу вдовы и ставит её на поднос.
Смерть. Я тебя предупреждала.
Подмастерье. Да.
Пауза. Смерть садится на лежанку рядом с ним.
Смерть. Перелей воск в свою свечу.
Подмастерье. А они?
Смерть. Они умрут. Как им и было положено.
Подмастерье. А если оставить, как есть?
Смерть. Ты умрешь.
Подмастерье смотрит на свечи.
Смерть. Да. И даже быстрее, чем думаешь.
Подмастерье отрицательно качает головой. Смерть смотрит ему в глаза, ставит поднос со свечами на лежанку рядом с собой и обнимает Подмастерье за плечи.
Идет юноша, ведущий под руку пожилую мать.
Идет воин, обнимая молодую жену. У неё на руках младенец в пелёнках.
Идет женщина, ведущая за руку малыша. Рядом с ней идёт девушка. За ними выбегают играющие дети - мальчик и девочка. Увидев юношу, девушка подбегает к нему. Юноша берет её за руки и смотрит ей в глаза.
Все они проходят перед Смертью и её Подмастерьем и удаляются. Подмастерье, улыбаясь, провожает их взглядом. Смерть смотрит на него, потом осторожно проводит рукой по его лицу и закрывает ему глаза. Потом снова берёт в руки поднос и осторожно, но быстро гасит свечу Подмастерья. Тот неподвижен. Смерть, вздохнув, встаёт и, держа поднос в одной руке, другой мягко толкает юношу. Неподвижная фигура падает на лежанку. Смерть смотрит на него, потом наклоняется, гладит по голове и целует в лоб. Медленно уходит.
Разумеется, всем желающим полюбоваться я тоже рада. Если мне чего-нибудь даже скажут - тоже большое спасибо. (После реакции родимых педагогов и критики на семинаре СТД уже ничего не страшно.)
P.S. (понедельник же, но существенно ввечеру) Поскольку кучи прочитавших в дайрях нет, и комменты они оставить не могут, все высказались в скайпе, по телефону и живьем))) А я - вот тут и всем сразу скажу: спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы это прочли.
читать дальшеУченик смерти
(инсценировка польской народной сказки "Легенда о докторе Бартоке")
Действующие лица:
Смерть
Подмастерье
Мать с сыном
Старуха
Девушка
Воин
Многодетная мать
Трое детей
Сцена первая
Проселочная дорога. По дороге медленно, прихрамывая, идёт бедно одетый юноша, на плече тащит котомку. Садится на обочину, почти падает, развязывает котомку, заглядывает внутрь и пытается что-нибудь оттуда добыть. С другой стороны появляется старуха. Она останавливается, опираясь на клюку, и смотрит на юношу. Он не видит старуху, переворачивает котомку и трясёт. Из котомки высыпаются крошки, больше там ничего нет. Юноша роняет котомку и теряет сознание. Старуха подходит ближе к нему и останавливается у него в ногах.
Старуха. Ну, здравствуй.
Юноша открывает глаза. Вокруг появляются тени со свечами в руках.
Юноша. Здравствуйте, бабушка…
Старуха. Зачем пожаловал? Звали тебя сюда?
Юноша. К-куда?…
Старуха. В гости ко мне!
Юноша. А ты кто, бабушка?
Старуха. Смерть.
Юноша. Моя, бабушка?!
Старуха. Какая я тебе бабушка!! Пришёл до срока и ещё во внуки набивается! Пошёл вон!
Юноша садится, протирает глаза, оглядывается, в замешательстве смотрит на Смерть.
Смерть. Чего уставился? Пошёл вон, говорю!
Юноша встаёт, берет котомку, поворачивается, чтобы идти. Потом вздыхает и садится обратно на землю.
Юноша. Куда мне идти-то? Мне некуда…
Смерть. А из дома родного куда шёл?
Юноша. Куда придётся… Искал, как на хлеб заработать.
Смерть. Сирота, что ли?
Юноша. Чего спрашиваешь? Сама же родных прибрала… А меня чего гонишь?
Смерть. Твоё время ещё не вышло. Смотри сам. (Указывает на большую свечу, которую тень подает юноше.) Как думаешь, скоро такая прогорит?
Юноша. Ну... Нет. Вроде бы…
Смерть. То-то же. Это и есть жизнь человеческая. Пока дотла не прогорит, ко мне не наведывайся. Мне вот о ком заботиться надо. (Показывает на догорающие огарки, которые ей протягивают тени.) А не возиться тут… Ступай. (Забирает у него из рук свечу. Тени исчезают.)
Юноша. Эх, бабушка… Всё равно скоро вернусь. Есть-то мне нечего, и работать никто не берёт.
Пауза.
Смерть. Хм… Постой-ка… А не хочешь ли быть моим подмастерьем?
Юноша. Как это?
Смерть. А так. Я огарочки собирать буду, как мне и положено, а ты – разжигать свечи, что до срока погасли.
Юноша. То есть – лечить?
Смерть. Да, по-вашему так выходит – лечить.
Юноша. Но я не умею…
Смерть. Я тебя научу. Главное, запомни крепко – если ты пришёл к больному, а я сижу у него в ногах, тогда лечи, а если я сижу в головах – ну, тогда он мой, и тебе лучше уйти. Пойдём-ка. (Уводит юношу за собой.)
Сцена вторая
Мать ведет больного сына за руку, укладывает на лежанку и укутывает поплотнее одеялом.
Мать. Сыночек, хочешь покушать?
Сын (плаксиво). Нет, мам. Дай попить.
Мать присаживается к сыну на лежанку, даёт ему кружку и, пока он пьёт, гладит его по голове.
Мать. Бедный ты мой малыш… Что же делать?
Входит Подмастерье Смерти. Мать бросается к нему.
Подмастерье. Звали?
Мать. Доктор! Да-да, конечно!
Подмастерье присаживается на лежанку, где лежит больной мальчик. Заходит Смерть, появляются тени. Смерть садится мальчику в ноги и наблюдает за происходящим.
Подмастерье. Здравствуй.
Сын. Здравствуйте, дяденька! Дяденька, а я помру, да? (Мать всхлипывает.)
Подмастерье (оглядывается на Смерть, потом с улыбкой поворачивается к мальчику). С чего ты взял? Ну-ка, покажи, где у тебя болит.
Мальчик поворачивается в постели и указывает на голову, горло, тычет пальцем себе в грудь.
Сын. Тут болит… И тут тоже…
Тень протягивает Подмастерью чадящую свечу, тот очищает фитиль, свеча разгорается ярче. Тени исчезают. Подмастерье гладит мальчика по голове и встаёт. Смерть улыбается Подмастерью и исчезает. Мальчик садится в постели.
Сын. Мама! Я есть хочу.
Мать. Слава богу! Сейчас, сыночка, сейчас!
Мать хлопочет: наливает в тарелку бульон, отрезает хлеб, подаёт сыну, наливает кружку молока, садится на край лежанки и смотрит, как мальчик ест. Потом оборачивается к Подмастерью, тот смотрит на них.
Мать. Как же вас отблагодарить, доктор? Это единственный мой сыночек…
Подмастерье. Налей, хозяйка, и мне молока – подкрепиться.
Мать встаёт, наливает молоко, подаёт кружку Подмастерью. Мальчик поднимает голову и смотрит в окно.
Сын. Ух ты! Мама! Мама! Смотри, какая радуга! (Вскакивает с постели.) Мам, пойдём смотреть радугу!
Сын хватает мать за руку и тащит за собой. Они уходят.
Входит старуха, с кряхтеньем укладывается на лежанку.
Подмастерье. Здравствуйте, уважаемая!
Старуха. Здравствуй, милок, здравствуй!
Подмастерье. Что болит, уважаемая?
Старуха. Да, почитай, всё, чего в теле есть. Уж пожила-то я много годков на этом свете… Дочек замуж отдала, сыновей женила, внуки уж большие выросли, славные ребятишки, дай им Бог счастья в жизни да деток.
Подмастерье (подходит к ней и садится рядом на лежанку). Это замечательно.
Старуха. Да вот, милок, похоронила я своего старика, уж тому полгода. И, чую, зажилася я на этом свете. Детки, внуки – все далеко, у всех своя жизнь, один старик мой рядом был, а как его не стало, так хоть волком вой… Жить-то тяжело, а помирать всёж-таки страшно.
Появляется Смерть, садится у старухи в головах. Появляются тени, одна из теней протягивает Смерти чуть теплящийся огарок свечи.
Подмастерье. Что же тут страшного, уважаемая?
Старуха. Э, милок! Ты-то смерти в глаза не заглядывал, молодой ещё…
Подмастерье. Ошибаетесь, бабушка. Я-то с ней, может, получше Вашего знаком.
Старуха. А знаком, так чего спрашиваешь? Пальцы-то у неё цепкие, костлявые…
Подмастерье. Пальцы-то у неё, бабушка, как у Вас – умелые да ласковые. Кому срок вышел – ласково примет, а кто до срока явился – сама до дверей проводит.
Тени исчезают. Подмастерье встаёт.
Старуха (вздыхает). Спасибо, милок, очень ты мне пособил… И то правда – зажилась я на этом свете… Прощай, милок.
Подмастерье. До свидания, уважаемая.
Смерть тушит огарок и закрывает старухе глаза. Потом, держа старуху за руку, помогает ей подняться и ведёт за собой. Старуха у самого выхода останавливается, открывает глаза и поворачивается к Подмастерью. Тот, улыбаясь, машет ей рукой. Смерть со старухой удаляются.
Раздаются громкие причитания. Подмастерье поворачивается на шум. Появляется рыдающая девушка, которая из последних сил тащит, тянет, помогает идти раненому воину, укладывает его на лежанку.
Девушка. Не умирай! Сокол мой ясный, не умирай!
Появляется Смерть. Появляются тени.
Девушка. Нет! Нет! Ты не смеешь умереть! Война дом разоряет! Войско вести некому!
Смерть встаёт в изголовье. Одна из теней подает Смерти погасший огарок.
Девушка. Стариков ты на кого оставишь? Как твой отец хоронить тебя будет? Как матери жить после этого?!
Подмастерье встаёт в ногах воина напротив Смерти, смотрит на девушку, потом смотрит Смерти в глаза.
Девушка. Милый мой! Родной! Не уходи! Нельзя так, даже ребёночка не оставил мне!
Подмастерье медленно протягивает руку и трогает девушку за плечо. Та оборачивается и замирает, глядя ему в глаза. Она смотрит то на воина, то в глаза Подмастерью, вдруг вырывается и со стоном валится воину на грудь. Подмастерье смотрит на них, потом на Смерть. Та неподвижна. Подмастерье решительно нагибается к девушке и поднимает её.
Подмастерье. А ну, помогай!
Подмастерье хватается за изножье кровати, девушка – за изголовье, и они быстро поворачивают кровать с раненым ногами к Смерти. Та отшатывается. Подмастерье, не глядя, протягивает руку, отбирает у Смерти свечу и заново зажигает её. Смерть стремительно исчезает. Воин открывает глаза, девушка склоняется над ним. Подмастерье отдает свечу тени и отходит. Тени исчезают.
Воин поднимается и потягивается.
Воин. Ох ты!.. (Обнимает девушку.) Родная моя… Не плачь, живой я, видишь – живой!
Девушка (Подмастерью). Спасибо. Спасибо, доктор…
Воин с девушкой уходят. Подмастерье смотрит им вслед. Появляется Смерть, подходит к лежанке и тоже смотрит вслед ушедшим. Подмастерье отводит взгляд и замечает Смерть. Та манит его пальцем.
Смерть (указывая на лежанку). Приберись.
Подмастерье покорно подходит и поворачивает лежанку обратно. Смерть отодвигается и наблюдает за ним.
Смерть. И что?
Подмастерье. Ну…
Смерть. Что дальше?
Подмастерье. Ну… не знаю…
Смерть. Дурак.
Подмастерье. Э-э… Наверно. (Смотрит в пол.)
Смерть. Этому человеку вышел срок. Он должен был умереть. Ты знаешь, какой ценой ты заплатил за его жизнь?
Подмастерье. Не знаю. (Пауза.) Догадываюсь.
Смерть. Помни – если ты нарушишь уговор ещё раз, ты умрёшь.
Смерть исчезает.
Входят дети: мальчик с девочкой помогают идти измученной матери, у второй девочки на руках совсем маленький ребёнок в пелёнках. Дети помогают матери лечь на лежанку. Подмастерье наблюдает за ними.
Старшая девочка. Дяденька, дайте хлебушка! Наша мама болеет…
Младшая девочка. И нам есть теперь нечего.
Подмастерье. Что случилось?
Мальчик. Мама работала-работала, а потом вдруг упала и стала какая-то странная… (плачет.)
Старшая девочка. Надорвалась мама. А нам работу не дают – малы ещё, говорят. А я могу работать, я умею!.. А меня прогнали.
Младшая девочка. Отвечай за вас, говорят… А папа у нас умер…
Подмастерье смотрит на детей, потом на умирающую мать. Появляется Смерть, появляются тени. Одна из теней подает Смерти догорающую чадящую свечу. Смерть встаёт в головах умирающей, в одной руке сжимая свечу, а другой вцепившись в изголовье лежанки. Подмастерье смотрит ей в глаза.
Младшая девочка. А недавно у нас братик родился. Ему молоко надо, а где его взять?..
Подмастерье смотрит в глаза Смерти. Потом встаёт, берёт умирающую женщину на руки, поворачивает к Смерти ногами. Вырывает свечу из рук Смерти, очищает фитиль и зажигает. Свеча разгорается. Женщина начинает шевелиться и открывает глаза.
Младшая девочка. Мама!
Мальчик. Мамочка!
Дети собираются вокруг матери. Та поднимается с лежанки, обнимает, целует детей, берёт малыша на руки. Остальные цепляются за неё – за руки, за юбку… Смерть медленно, не сводя глаз со своего Подмастерья, удаляется.
Мать. Родные мои! (Видит Подмастерье.) Дай вам Бог долгих лет, доктор! Упала я и света белого невзвидела, думала уж – всё, остались мои кровиночки сиротами…
Старшая девочка. Мамочка!
Мальчик. Мам, ну чего ты!..
Мать. Спасибо, добрый человек. Нечем нам отблагодарить-то…
Подмастерье. Не надо. Ничего не надо.
Мать. Спасибо. Спасибо вам. Пойдёмте, дети! Нам надо успеть в поле – пора урожайная, работа найдется.
Мать и дети уходят. Подмастерье садится на лежанку, глядя им вслед.
Появляется Смерть. В руках у неё поднос, на подносе горят две свечи – одна большая и яркая, другая совсем коротенькая, чадит, вот-вот потухнет. Смерть подходит к Подмастерью, забирает из его рук свечу вдовы и ставит её на поднос.
Смерть. Я тебя предупреждала.
Подмастерье. Да.
Пауза. Смерть садится на лежанку рядом с ним.
Смерть. Перелей воск в свою свечу.
Подмастерье. А они?
Смерть. Они умрут. Как им и было положено.
Подмастерье. А если оставить, как есть?
Смерть. Ты умрешь.
Подмастерье смотрит на свечи.
Смерть. Да. И даже быстрее, чем думаешь.
Подмастерье отрицательно качает головой. Смерть смотрит ему в глаза, ставит поднос со свечами на лежанку рядом с собой и обнимает Подмастерье за плечи.
Идет юноша, ведущий под руку пожилую мать.
Идет воин, обнимая молодую жену. У неё на руках младенец в пелёнках.
Идет женщина, ведущая за руку малыша. Рядом с ней идёт девушка. За ними выбегают играющие дети - мальчик и девочка. Увидев юношу, девушка подбегает к нему. Юноша берет её за руки и смотрит ей в глаза.
Все они проходят перед Смертью и её Подмастерьем и удаляются. Подмастерье, улыбаясь, провожает их взглядом. Смерть смотрит на него, потом осторожно проводит рукой по его лицу и закрывает ему глаза. Потом снова берёт в руки поднос и осторожно, но быстро гасит свечу Подмастерья. Тот неподвижен. Смерть, вздохнув, встаёт и, держа поднос в одной руке, другой мягко толкает юношу. Неподвижная фигура падает на лежанку. Смерть смотрит на него, потом наклоняется, гладит по голове и целует в лоб. Медленно уходит.
@темы: опус
Я бы сказал, очень поучительно. Со смыслом.
Ну блин, не умею я отзывы оставлять! Понравилось, кароч.
Ну, не знаю, я на фентези воспитана, там такое сплошь и рядом, поэтому мне здесь не видится никакой особенной жестокости, как и повода для рыданий.
Товарищи из того жюри, видать, Бусидо в своей жизни никогда не читали, вот где ужас-то...