Линейная логика
Я имею в виду жанровую логику, связанную с одной и только одной сюжетной линией.
Жанры в драматургииЖанры в драматургии
Драматургия все же - часть литературы, наиболее смежная с современным состоянием зрительско-читательской культуры, которая оптом вернулась к гладиаторским боям Древнего Рима. Типа, "хлеба и зрелищ", ага. "Зрелищ" тут - ключевое слово, так как читательская культура плавно отживает свое и перемещается в область ведения психов малого круга. Не удивлюсь, если скоро мы получим новый пункт в общемировом реестре профессий - "Профессиональный Читатель". Ибо это тоже надо уметь, да, это гипотетически все знают, но никто не реализует))) Ладно, бог с ним, моим брюзжанием.
Жанровая природа драматургии зависит от построения базового конфликта. Гм... Ничего, если я по основным понятиям быренько пробегусь? А то закопаемся щас, а там все просто, правда.
Конфликт в драматургии понимается как столкновение действия и противодействия персонажей истории.
Действие - это целенаправленный единый психофизический процесс (это сказал Букатов, и круче него никто не формулировал). Это значит, что (с конца формулировки):
а) действие состоит из психического компонента (который мы называем мотивом везде - от классической литературы до телесериала), отвечающего на вопрос "зачем?" (герою все это уперлось вообще); и физического компонента, который воплощает действие вовне (приперло - пошел - сделал).
б) эти компоненты едины и неразделимы в понимании драматурга, ибо:
- если приперло, но не делает - это не действие, история топчется на месте в соплях и рассуждениях о печальной судьбинушке персонажа, смотреть не на что и ни в одном глазу не интересно;
- если делает, но от балды (типа, так левая нога повела) - это не действие, а анамнез психически больного импульсивного товарисча, на которого тоже ни хрена смотреть не интересно, а очень утомительно и неприятно.
в) действие имеет точку завершения (цель) и именно этим отличается от движения. Если я стою и размахиваю рукой просто так (ну, там, в задумчивости, например) - это еще не действие; а если я размахиваю рукой, чтобы привлечь чье-то внимание - это уже действие, хоть и мелкое. Понятна разница?
Таким образом, действие - штука векторная, как в алгебре. Откуда-то начинается, куда-то в конкретное место стремится и чем-то заканчивается.
Если приперло-пошел-сделал - это, конечно, действие и все пучком, но на это тоже ни черта не интересно смотреть. Интересно становится тогда, когда приперло-пошел... а там что-то мешает сделать. Мешает в ста процентах из ста противодействие - действие, направленное в другую сторону. Действие, мешающее просто так вот пойти и сделать то, чего приперло. Это и есть конфликт - столкновение действия и противодействия.
Конфликт в драматургии по способу реализации делится на прямой и
Прямой конфликт по способу построения делится на три типовые схемы, которые и определяют драматургические жанры.
а) Жесткое лобовое столкновение, как правило характеризующееся для главгероя неиллюзорной опасностью загнуться в финале, если цель достигнута не будет. То есть: либо получил свое, либо помер - и все альтернативы. Это трагедия. Выглядит вот так:
Изобрели это дело еще древние греки вместе с котурнами, скеной, орхестрой и богом из машины. Так с их времен этот жанр ни капли и не изменил ни логики своей, ни значения, ни мощности. Потому нынче трагедий и нет; вы прикиньте - СКОЛЬКО надо собственных душевных сил, чтоб внятно такую конструкцию держать весь текст и ни разу не свалиться?
б) Столкновение недоразумений. Он хочет на ней жениться, она хочет за него замуж, и все бы хорошо, но дурак-слуга не тому передал кольцо - и все, кранты, понеслась по кочкам! Вплоть до выдирания волосьев на всех доступных головах, скандалов, дуэлей и побегов из дома.
Это, ясен пень, комедия. Выглядит вот так:
Это дело повелось с Возрождения, Италии и традиций импровизационного театра дель арте. Если вы мне сейчас скажете, что греки тоже комедии писали, то я вам посоветую их, греков, перечитать. Во-первых, театр в эпоху своего детства маялся, как молочными зубами, либо мистериальностью (по природе происхождения), либо острой социальностью. Во-вторых, комедиографов там было полтора инвалида, и если внимательно присмотреться к построению текста, то легко видеть, что это та же трагедия, но написанная циником, которого пафос крови, котурн и белоснежных тог до чертиков достал. Поэтому в древнегреческих комедиях почти никто не помирает (но не факт, там тоже народ мрет, но не в таких масштабах, как в типовой древнегреческой трагедии, в которой, если полсцены не в трупах, то это провал), вот и все отличие. Но к способу построения оно не имеет никакого отношения - комедии древних греков тоже все сплошь лобовые и смертельно жесткие.
в) Столкновение на уровне разных, но несовместимых, исключающих компромисс целей. До сих пор вся речь шла про одну цель: либо один персонаж женится на героине, либо второй. Либо один пират найдет сокровище и пропьет, либо второй. Либо герой получит трон, либо скопытится на войне. Третьего не дано. И тут случилось страшное - наступил реализм. Людям в голову начало тихо закрадываться подозрение, что древние герои и разноцветные паяцы - это, конечно, все правильно и миленько, но это все не про них. Не про меня, не про соседа, не про живую бытовуху.
И тогда (и только тогда!) родился третий базовый жанр. Что если мой муж хочет, чтоб я сидела дома и родила ему пяток детей, была примерной женой, матерью и домохозяйкой - а я хочу карьеру великой танцовщицы, цветов, оваций и связанного с этим труда и пота? Мы хотим разного, но цели наши несовместимы. Тут уж что-то одно: если я рожу хотя бы троих, я никогда вообще на сцену больше не выйду, не говоря уж о грандиозных карьерных планах.
Это драма. Выглядит вот так:
Жанр родился с эпохой реализма и до нее не существовал в сценическом искусстве вообще.
Косвенный конфликт (да, я все помню, обещала же сказать) по логике относится к драме, а по структуре состоит из множества разнонаправленных кусочков локальных прямых конфликтов в общем течении истории. Грубо говоря, схема прямого конфликта - "приперло-пошел-пережил кучу гемора, но сделал" (или не сделал и не сделаю уже никогда); а косвенный - "хочу одно - говорю вслух другое - делаю совсем третье". Кто не воткнул - не переживайте, 99% маститых и немаститых режиссеров тоже не втыкают, и профессионализма их это не умаляет))) Хотя, должна сказать, что непонимание построения косвенного конфликта сильно влияет на постановки - приличных спектаклей по тому же Антон Палычу не водится в современном нам театре.
Едем дальше, видим лес)))
Жанры сценическиеЖанры сценические
Жанры постановочных, зрелищных видов искусств построены несколько на другой основе. Если для архитекторов-драматургов важен вид их творения - а то ж никто не купит и денег не заплатит! - то начальник стройки - режиссер в гробу видал эти чертежи воздушных замков, ему главнее несущие конструкции, опоры и сопромат, а то все грохнется, не возведясь. Режиссер, конечно, обязан это дело уметь читать, а то его в дворники спишут, но при непосредственном строительстве туманных миражей драматурга руководствуется немного другим принципом.
Несущей конструкцией для воздушного замка здесь будет страшный термин "сквозное действие". Это цепочка ВСЕХ событий истории, обьединенная общей логической последовательностью. (Если вы прочли все вышеизложенное про действие и конфликт, то сейчас все будет еще проще.) Каждый персонаж истории чего-то хочет и как-то этого добивается, так? Ну, по уму говоря, каждый персонаж ДЕЙСТВУЕТ. Чтоб их всех не несло в разные степи, есть некое базовое русло истории, связанное с главгероем, его целью и его действием, остальные персонажи к главгерою, грубо говоря, так или иначе крепятся. Мешают главгерою, помогают главгерою, воздействуют на него, беднягу, так или иначе. Вот эта логическая цепочка у драматургов называется событийным рядом, а у режиссеров - сквозным действием.
Таким образом, жанры в режиссуре (театра ли, кино ли - до барабана) делятся по основанию реализации сквозного действия истории, по достижению цели. (Ну, то есть: куда-то все катилось - так докатилось или нет?)
а) Главгерой цели достиг - это комедия.
б) Главгерой цели не достиг и не достигнет уже никогда (последнее я подчеркнула, потому что это очень важно! Если есть еще хоть малейшая возможность достичь цели, не использованная героем - то история не закончена!) - это трагедия.
в) Главгерой достиг цели, но она ему уже нафиг не вперлась, и сидит он в эпилоге, как дурак, втыкает, на хрена ему весь этот кипеж был нужен - это драма.
Все. Точка. Больше в театре и кино жанров нет! Нет их! Остальное все - вопрос умения декораторов и создателей спецэффектов. Поскребите все любимые киношки, и вы поймете, что это простая и неотвратимая правда.
Несложно, правда? Богом клянусь - несложно)))
И наконец - чтоб совсем жизнь малиной не казалась, и мозг вспух, - поговорим про исходную заявку Adrilll)))))
Нелинейная логика
Литературные жанрыЛитературные жанры
Хотя я уже говорила про путаницу теплого с мягким, это было голословно. Щас аргументируюсь чутка - чутка, потому что я таки не литератор в классическом смысле и не претендую на полное понимание вопроса. Но неполное имеется - вот оно все.
По содержанию литературные жанры делятся на ту же троицу - комедия, трагедия, драма, - но их уже стопитцот лет никто так не делит, кроме въедливых зануд-филологов. Ну а чо? Скучно же! Драма какая-то... Куда круче звучит - "мегабоевик-фентези-триллер с элементами мистики и хоррора", ага.
По роду литературные жанры делятся на драматические (это про что я так бурно распространялась выше - вся литература оптом, предназначенная для смотрения, а не для чтения), лирические и лиро-эпические (это да, вы угадали, все - про поэзию во всех видах) и эпические. Про последние давайте поподробней.
Эпический род литературы - это практически все, что может быть сказано. Это литературное произведение, рассказывающее о неких событиях, которые уже случились, и рассказывающее так, что мы это как наяву видим и с рассказчиком заново переживаем. И вот в этом роде литературы есть жанры.
Которые делятся на (вы будете смеяться...):
а) Крупные - эпопея, роман, поэма. (Поэма тут живет в виде специфического изложения текста в структурной логике романа; а так вся поэзия жанрово живет в лирическом и лиро-эпическом родах.)
б) Средние - повесть.
в) Малые - новелла, рассказ, очерк.
Рассказ и роман - это жанры! А не, бл@#ь, романс, флафф и ангст!!! Чтоб они передохли все, графоманы безмозглые, сочинившие эту бредовую разблюдовку соплей...
Рассказ - это небольшой по размеру жанр с малым количеством народу и одной (как правило) сюжетной линией.
Повесть - это средний по размеру же жанр, тяготеющий к хроникальной логике описания событий. Как правило, для повести характерны не одна сюжетная линия и последовательное по хронологии изложение происходящего.
Роман - это такая сложная хреновина, у которой целая куча плетений сюжетных линий, персонажей на пару армий (и со всеми что-то происходит) и обязательно есть некое крупное мегасобытие и сложная архитектоника с отступлениями, огромными флешбеками и прочими изощрениями.
Ну, грубо, конечно, но вот как-то так. Впрочем, любой желающий может погуглить, например, любой словарь литературоведческих терминов или еще чего по теме, и самостоятельно полюбоваться, что жанр в литературе - это все равно про структуру взаимодействия персонажей, а не про расцветочку декораций. "Ужастик", "триллер" и "мистика" - это не жанры, чтоб там какой википузик про это не говорил!
Таки чтоб совсем уже похорошело, я сюда запишу, а не в обсуждение: забавно, но это вменяемая научная работа!
А фиялок, несомненно, в первую очередь надо гнать сюда.